amwine.ru

Австралийский парадокс

Австралийский парадокс

Кенгуру и коалы, эвкалипты и Большой Барьерный риф, небоскребы Мельбурна и Сиднейская опера, пустыни и океан, пляжи и нетронутые леса, Кайли Миноуг и Хью Джекман — это Австралия. Вернее, ее символы. Этот список можно продолжать при желании, однако без вина он не просто неполный, но даже какой-то неправильный. Ведь оно занимает здесь одно из важнейших мест.
С австралийским виноделием вообще, а точнее, с нашим представлением о нем, связано множество парадоксов. Например, немногие в России догадываются, что Австралия — пятый по величине производитель вина в мире (после традиционной «тройки» в лице Франции, Италии и Испании и следующих за ними США), причем это касается не только количества, но и качества вин — оно поистине высокое. Значительная часть австралийских вин потребляется внутри страны, остальная продукция идет на экспорт, прежде всего в Великобританию (где австралийские вина давно в фаворе) и США. В нашей стране их не так много, как в двух вышеупомянутых, и все же они более чем заметны.
Еще один парадокс: считается, что в Австралии чрезвычайно жаркий климат, поэтому там лучше удаются пряные, сильные красные вина. Отчасти это верно: территорий с таким климатом действительно немало. Однако львиная доля виноградников сосредоточена в юго-восточной части страны, где есть как жаркие участки, так и те, которые в виноделии принято называть зонами «прохладного климата» или даже холодного, как, например, на острове Тасмания. Там делают прекрасные игристые вина, тонкие белые, любящие прохладу изысканные Пино Нуары.
В целом же Австралия — это широкий спектр и используемых сортов винограда, и производимых тут вин.

Среди белых сортов с огромным отрывом лидирует Шардоне. Этот популярный во всем мире сорт винограда в Австралии дает как плотные, насыщенные, так и элегантные, минеральные вина. Часто используются также Семильон, Совиньон Блан, Вионье, Марсанн и Русанн (последние три очень характерны для французской долины Роны, чьи теплолюбивые сорта отлично себя проявляют на землях Австралии); Рислинг (этот сорт немецкого происхождения показывает здесь превосходные результаты).

Из красных сортов настоящий клад — это Сира, а точнее, Шираз, как его тут называют. Австралийский Шираз в свое время стал настоящей «бомбой», взорвавшей рынок вина. Да и сейчас остается таковой. Как уже говорилось, его привезли сюда из французской долины Роны — там из него делают великие вина, но здесь Шираз проявляет невероятную пышность, богатство и насыщенность. Среди других красных сортов популярны Каберне Совиньон, Мерло (как вместе, так и по отдельности) и опять же ронские Гренаш и Мурведр.

Главный австралийский парадокс — это сама история ее виноделия. Страна, в сравнении с другими новосветскими, была колонизирована довольно поздно — в самом конце XVIII века. Тогда там поселились каторжники, а также сопровождавшие их военные. Еще при первом губернаторе, Артуре Филлипе, в Австралию были завезены виноградные лозы, однако тогда ничего стоящего создать не удалось. Человеком, основавшим австралийское виноделие, принято считать Джеймса Басби: в начале 30-х годов XIX века он начал работу по основанию виноградников в долине Хантер — этот винодельческий регион неподалеку от Сиднея по сей день остается одним из важнейших в Австралии. Затем были новые колонии (уже свободных поселенцев), новые виноградники, новые вина. В штате Виктория, в долинах Баросса, Клэр и Иден, постепенно появились посадки, которые в настоящее время признаны культовыми, а Ширазы отсюда еще в середине XIX века доставлялись во Францию, где они участвовали в различных престижных выставках. В целом Шираз из Бароссы — явление легендарное, не нуждающееся в особом представлении. В долине Иден находится виноградник Hill of Grace, где растут одни из самых старых (если не самые старые!) винопроизводящих лоз на Земле. Они были посажены в 1860 году. Только вдумайтесь в эту цифру! Многие виноградники в перечисленных регионах основаны немцами-колонистами — вот с чем связано большое количество Рислинга, дающего именно на этих землях действительно великолепные результаты.
Позднее «открываются» такие «звезды», как долина МакЛарен и Кунаварра — регионы, знаменитые своими плотными, сложными и яркими красными винами из Каберне Совиньона и Шираза. Сравнительно недавно стало развиваться виноделие в Западной Австралии, тем не менее и здесь уже существует свой звездный регион — Маргарет Ривер с его великими винами из Каберне Совиньона и Мерло.


 


Вино Хэзард Хилл Шираз  Вино Шираз Каберне Роусонс
Ритрит Пенфолдс
Вино Лодж Хилл Шираз
Джим Бэрри

Вино Пенфолдс Роусонс
Ритрит Мерло

 
Словом, «знаменитостей» в Австралии немало. Но что поразительно: всего несколько десятилетий назад об австралийской продукции в мире вина не говорили особенно громко. Однако за очень короткое время «Зеленый континент» стал одним из лидеров в плане винодельческого образования, технологических модернизаций да и общей «продвинутости». На территории страны находится большое количество престижных учебных заведений, выпускающих превосходных специалистов. Надо сказать, что австралийские энологи, в том числе те, которых принято называть «перелетными» (специалисты-виноделы, являющиеся признанными авторитетами в своей области и работающие как консультанты для различных проектов по всему миру), весьма востребованы во всех винодельческих странах мира, не исключая европейские, что довольно удивительно с учетом их патриархальности. В Австралии было разработано много различных прогрессивных способов формирования виноградного куста (для защиты от болезней и т. д.), применяемых сегодня в той же Европе. О технологических «прорывах» говорить можно еще дольше — упомянем, к примеру, что вина в упаковках bag-in-box («вино в коробке») впервые были произведены именно на этом континенте. И винтовая пробка из алюминия, с нейтральным покрытием внутри, избавляющая вино от проблем, которые может доставить корковая пробка, тоже была изобретена здесь.

Австралия — поистине потрясающая страна. И, думается, ее вина еще не раз нас удивят.
 




Дата публикации:
31.01.2017